Темиралиева Сайкал. Проблемы организации и управления системой высшего образования Кыргызской Республики в условиях рынка

Рубрики: Экономические науки. «Экономика и управление народным хозяйством»

Описание:

Актуальность темы исследования. Значимость высшего профессиональ-ного образования обусловлена его ключевой ролью в развитии общества и государства. От уровня эффективности высшего образования, качества профессиональной подготовки кадров зависит будущее Кыргызстана, его место в современном мировом сообществе.
Коренные изменения в социально-экономической жизни Кыргызстана, произошедшие за годы суверенитета, оказали серьезное влияние на систему высшего профессионального образования. За годы реформ, наряду с преобразованиями в образовательном процессе, достигнуты определенные результаты в децентрализации управления системой высшего образования. Обновлены формы взаимодействия государственных органов управления образованием и вузов на принципах добровольности и демократизации отношений. Вузам предоставлены академические свободы – свобода преподавания и свобода исследовательской деятельности. Заметным достижением в этой сфере стало предоставление вузам экономических свобод, что проявилось в их переходе на многоканальное финансирование. Сегодня, наряду с бюджетом, вузы широко используют фонды за обучение на условиях контракта, доходы от предоставления дополнительных образовательных услуг.
Однако кризисное состояние экономики порождает немало проблем, непосредственно влияющих на систему высшего образования, ее экономическую основу. Ограниченность бюджетных возможностей, несовершенство законодательной базы значительно затрудняют развитие учебных заведений. Такие условия ставят высшее образование перед необходимостью изыскания дополнительных ресурсов, обеспечивающих устойчивое развитие вузов. К их числу следует отнести потенциал, заложенный в организации системы управления.
Несмотря на переход к новой системе управления, еще не сформированы действенные механизмы управления развитием высшего образования. В вузовской управленческой системе слабо представлена общественная составляющая. Многие руководители вузов продолжают пользоваться старыми методами, мало уделяют внимания планированию, прогнозированию, отслеживанию и оцениванию деятельности подведомственных образовательных структур. К тому же управление во многом остается волюнтаристским, не основанным на научно-информационной базе.
Между тем эффективное управление высшим образованием предопределяет будущее образовательной системы. От того, как устроено и как срабатывает управление, в решающей мере зависят качество и эффективность системы высшего образования, характер и направление ее развития. Именно поэтому задача реформирования управления высшим образованием является одной из главных задач на современном этапе. В связи с этим разработка концептуальных основ, форм и методов управления развитием образовательных организаций высшего профессионального образования республики является весьма актуальной задачей.

Поделиться

Написать комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *