Султанбеков Шербек Черикчиевич. Аккредитация как одна из форм контроля качества высшего образования общая педагогика, история педагогики и образования

Рубрики: Педагогические науки — общая педагогика, история педагогики и образования

Описание:

Современный этап развития кыргызстанского общества характеризуется развитием рыночных отношений, которые привели к глубоким преобразованиям во всех сферах жизни, в деятельности социальных институтов и организаций. Не остался в стороне и институт образования, функционирование и развитие которого все в большей степени определяется законами рынка.
Перемены, произошедшие в образовании, нельзя оценить однозначно, как только положительные или отрицательные. С одной стороны, увеличивается свобода выбора путей, вариантов деятельности в сфере образования, обусловленная созданием новых типов образовательных учреждений с различными формами собственности (государственной, негосударственной). Возросла степень свободы социальных субъектов, включенных в образовательный процесс: преподаватели свободны в выборе вуза, в реализации своих профессиональных установок, в использовании различных форм, методов обучения, в изложении своих концептуально-мировоззренческих позиций. Студентам предоставлен выбор между бюджетной (бесплатной) и внебюджетной (платной) формами обучения, возможность одновременного обучения в нескольких вузах. В целом расширился спектр предлагаемых образовательных услуг и доступность в их получении.
С другой стороны, рыночные отношения, повлекшие за собой коммерциализацию образовательной сферы, помимо позитивных моментов привели и к отрицательным результатам. К ним можно отнести облегченные способы получения образования, позволяющие без особого труда, не прилагая усилий, получить документ о наличии определенного образовательного уровня; не всегда гарантированное качество образовательных услуг и пр. В условиях, когда множество учебных заведений различного типа выпускают специалистов одной профессии, возрастает актуальность проблемы сравнения качества их подготовки.
Основная обязанность вуза — оказание образовательных услуг высокого качества. Проблема повышения качества образования, а, следовательно, и качества подготовки выпускников является сегодня одной из актуальных не только в Кыргызстане, но и во всех странах СНГ. Нельзя не согласиться с тем, что качество подготовки специалистов – это совокупность свойств и характеристик, определяющих их готовность к эффективной профессиональной деятельности, включающей в себя: способность к быстрой адаптации в условиях научно-технического прогресса, владение профессиональными умениями и навыками, умение использовать полученные знания при решении профессиональных задач.
Именно от уровня качества образовательных услуг зависит рейтинг высшего учебного заведения. Перед образовательной сферой всегда стояла проблема подготовки выпускников с уровнем квалификации, адекватным спросу на специалистов определенной профессии. Сегодня, в сложившейся ситуации постоянных изменений в профессиональной структуре общества, эта проблема стоит еще более остро. Общество в лице работодателя является заказчиком на «продукцию» образовательной сферы, которая, в свою очередь, должна удовлетворять эту потребность и при этом ориентироваться не на сиюминутный спрос, а осуществлять долгосрочный прогноз, реализуя своеобразный маркетинг рынка труда.
Особенно высокие требования предъявляются к качеству высшего образования, поскольку именно ему принадлежит особое место в структуре профессионального образования. Высшая школа является механизмом воспроизводства всей системы образования и науки и поэтому тенденция
формирования нового качества высшего образования должна опережать процессы изменений во всех остальных системах непрерывного образования.
Проблема качества образования актуализируется в связи с возникновением негосударственных высших учебных заведений, ростом конкуренции. Актуальность разработки критериев оценки качества образования такова, что ее можно оценить как особый социальный заказ, предложенный общественным наукам в современных условиях.
В настоящее время накоплен обширный арсенал методик, требований, моделей оценки качества образования, однако единой, общепризнанной схемы не создано. Существующие методологические и методические подходы нуждаются в дальнейшем совершенствовании. Работники органов управления образованием, эксперты часто руководствуются формальными показателями, редко используя оценки результативности образования по таким параметрам, как уровень его соответствия современным потребностям развития страны, интересам различных социальных заказчиков; отсутствует комплексность, целостность оценки системы универсальных знаний, умений и навыков, а также опыта самостоятельной деятельности и ответственности обучающихся.
Обеспечение комплексности оценки качества образования на всех уровнях, в том числе и в государственных и негосударственных учреждениях высшего образования, является одним из базовых условий модернизации образования Кыргызстана.
Основным инструментом государственного контроля качества образования являются процедуры лицензирования, аттестации и государственной аккредитации образовательных учреждений. Эти процедуры представляют собой единую систему оценки условий, содержания и результатов деятельности образовательного учреждения и при отсутствии одной из процедур страдает качество предоставляемых образовательных услуг.
Активное реформирование системы образования предъявляет новые требования к его качеству, этот аспект требует к себе самого пристального внимания. Однако, большинство авторов уделяют внимание проблемам качества общего (школьного) образования (Н.И.Алексеев, Ш.А.Амонашвили, В.И.Андреев, Ю.К.Бабанский, К.В.Бардин, С.П.Баранов, И.Б.Бекбоев, В.П.Беспалько, В.В.Давыдов, В.И.Загвязинский, М.В.Кларин, В.В.Краевский, И.Я.Лернер, В.М.Полонский, М.Н.Скаткин, А.В.Хуторской и др.). Вместе с тем следует отметить, что в настоящее время во многих странах СНГ активно изучается и проблема качества высшего образования, однако целостного анализа качества высшего профессионального образования в литературе сегодня не представлено. Что касается Кыргызстана, то эта проблема стоит весьма остро как перед учеными-педагогами, так и перед государственными органами.

Поделиться

Написать комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *