Субанбекова Мээрим Шамшидиновна. Миф и религия как источники протофилософии

Рубрики: Философские науки — история философии

Описание:

Миф и религия — два главных проявления человеческого духа, историко – философские значения которых заключаются в концептуальном рассмотрении гносеологических процессов человеческого (общественного сознания. В генезисе и при становлении понятийного отношения к объективной действительности они функционировали в неразрывном единстве, что и послужило онтологическим основанием гносеологического содержания статуса — «религиозно – мифологического» (мифорелигиозного).
Противоречие между мифом и религией – особого рода. Оно никогда не может быть разрешено окончательно. Однако напряжение, возникающее между полюсами этого противоречия – источник развития философии. Их противоположность всегда ставила и ставит перед людьми парадигму парадоксальных логических вопросов: от возникновения мира до соотношении добра и зла. Избирая, тот или иной вариант решения коренных проблем существования, материального мира, человек формулирует тем самым определенную картину мира мифа, религии, философии, физики и.т.д..
XXI век породил новые виды тенденции, одна из наиболее интересных и загадочных значительная, активность глубинных, мифологических и религиозных пластов познания. По существу в нашу повседневную жизнь вошли и утвердились, особенно в постсоветский период, казавшиеся, давно исчезнувшие суеверия, оккультивизм, магия, спиритизм, колдовство. Их масштабы в силу определенных причин возросли настолько, что появилась потребность в их институционализации, в частности, в условиях демократизации общественных отношений, создания ассоциации астрологов. В массовом сознании не понятные для индивидуума аспекты внесубъективного мира вновь оказались, наполненными сверхъестественными явлениями. Более того, в системе духовной культуры возникла и постоянно усиливается своеобразная тенденция к образованию синкретических ментальных структур, в которых причудливо сочетаются элементы, принадлежащие к совершенно различным, разделенным громадной исторической дистанцией и потому в принципе несовместимым порой даже чуждым друг другу формам сознании – мифологии, религии и философии. Такая тенденция приобретает черты масштабного культурного феномена и есть все основания утверждать, что в системе духовной культуры рельефно очерчиваются границы целостного корпуса мифологии как особого способа духовного освоения мира. Особенно сильна тенденция мифической парадигмы относительно истоков и судеб человеческой цивилизации, организации и численности Вселенной, взаимодействий человеческой цивилизации с «над (вне) человеческим разумом».
В XXI веке религия в ряде случаев стала идеологией политики субъектов оборванных отношений как мировоззрение, мироощущение и вера. В частности, после логичного объяснения разрушения командно – тоталитарной системы во многих постсоветских странах она выставляется, чуть ли не как единственная всеспасительница духовной жизни народа. И это, в двадцать первый век, характеризующийся научно – техническими революциями, взлетом и возвышением в глобальном масштабе роли науки, рационализма и разума.

Поделиться

Написать комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *