Стамова Рахат Дуйшембуевна. Личность в условиях трансформации общества: социально-философский аспект

Рубрики: Философские науки — социальная философия

Описание:

Актуальность изучаемой проблемы обусловлена усилением интереса к конкретной личности в современную переломную эпоху, когда в обществе происходят коренные сдвиги в сознании людей, связанные с переоценкой ценностей и разрушением отживших идеалов. Смена парадигм ценностного мышления осуществляется в направлении приоритета общечеловеческих гуманистических ценностей, признания прав, свобод и достоинства каждой личности; обострением глобальных проблем современности и возрастанием роли человеческого фактора в культурно-историческом процессе. В настоящее время появилась острая необходимость в концепциях «целостной личности» как в Кыргызстане, так и за его пределами, в которых на первый план выходит такое ин-тегративное качество, как личностная ответственность за все происходя-щее, а также индивидуальная свобода и самостоятельность, высокий уровень социальной активности, духовность, профессиональная компетентность и гармоничность общего развития. Назрела потребность в систематизации и обобщении знаний различных дисциплин о человеке на единой интегративной научно-философской основе. Данный подход дает возможность по-новому взглянуть на решение актуальных задач, стоящих перед обществом. При этом в центре внимания оказывается человек не только как природное, социально-культурное и духовное существо, но и как целостная ответственная личность.
Продуктивным также представляется обращение к историко-философским источникам философско-антропологического направления с целью сохранения и развития на новой основе позитивно-ценностных моментов прежних концепций личностного бытия. В этой связи в фило-софии одной из центральных тем, вокруг которой вращаются многие проблемы, является тема человека и личности. Об этом размышляли известные мыслители от древности (Сократ, Платон, Аристотель) до наших дней (Н.А. Бердяев, М.М. Бахтин, Ж.-П. Сартр, К. Ясперс и др.). Философское мировоззрение конца XX – начала XXI веков характеризуется обостренным интересом к этой проблеме. Возрождаются антропоцентрические варианты исследовательской парадигмы, идет поиск подхода к ее осуществлению. На современном этапе развития мирового сообщества наметилось усиление интеграционных процессов по линии новой государственной и гражданственной целостности. При этом одной из важнейших тенденций развития новейшей философии является возрастание внимания к человеку, к проблемам его бытия, к его внут-реннему, духовному миру. Вновь возникла объективная потребность в разработке и применении системного подхода к изучению культурно-цивилизационных феноменов, одним из которых является личность – “эле-ментарный” социальный субъект.
В настоящее время на передний план все более выдвигаются социаль-но-личностные проблемы – сохранение здоровья человека, развитие цен-ностей личностного бытия, преодоление кризиса культуры, гуманизация и гуманитаризация образования, возрождение и развитие духовности и др. В новом геосоциальном пространстве необычайно важна степень личностной зрелости, интеллектуальной развитости и ответственности. Каждый субъект должен быть наделен функцией критического самосознания, самоконтроля, самообновления, деятельностной активности. Предстоит изменить парадигму ценностного мышления, т.е. поднять уровень духовности, принять новое мышление, согласно которому человечество совершает переход к новой, более совершенной гармоничной целостности, где решающую роль будут играть общечеловеческие духовно-нравственные ценности. Все вышесказанное обусловило актуальность избранной нами темы.
Степень изученности проблемы. Теоретическими источниками исследования выбранной темы послужили работы ученых – представителей мировой философской мысли, советского и постсоветского периода, а также труды отечественных исследователей. В них обозначились противоречивость и многоаспектность осмысления сущности личности в контексте философии истории.

Поделиться

Написать комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *