Кожогелдиева Канышай Мирзакуловна. Особенности развития критичности мышления младших школьников (на материале игры, пословиц и загадок).

Рубрики: Психологические науки

Описание:

В условиях открытого демократического общества социальная ситуация отличается обилием информации, зачастую   противоречивой, и личность постоянно стоит перед выбором альтернатив, перед необходимостью самостоятельной оценки значимости тех или иных сведений. Чтобы выработать такую позицию, молодежь должна уметь отбирать информацию, взвешивать суждения, обладать навыками критического мышления как свойством ума и свойством личности, способностью осуществить сознательный   выбор.

Мышление как высшая форма интеллектуальной деятельности определяет решение практических и теоретических задач. Критичность как существенное свойство мышления, помогает оценке результатов деятельности, оценке правильности решений, обоснованности рассуждений. Критичность мышления как важная сторона познавательной деятельности имеет особое значение в умственном развитии младших школьников, когда складывается умение рассуждать (стадия конкретных операций по Ж.Пиаже).

В советской и российской психологии критичность мышления исследуется как условие и показатель продуктивности решения теоретических и практических задач (М.Н.Шардаков, В.М.Синельников, С.Л.Рубинштейн, А.С.Байрамов, М.В.Гамезо), а также в связи с развитием самоконтроля и обучаемости (Н.А.Менчинская, З.И.Калмыкова, А.И.Липкина и др.).

М.Н.Шардаков связывает критичность с рефлексией, считает, что необходимо не просто мыслить, а оценивать каждую идею, это поддерживают Л.Д.Столяренко, М.В.Гамезо и др.

Подчеркивая критичность мышления, как сложное психическое свойство, В.М.Синельников заметил, что она выражается в оценке гипотез, идей, фактов, суждений. Объективная оценка помогает определению ошибок и недостатков, а также нахождению путей их исправления.

С.Л.Рубинштейн проявление критичности мышления видит в умении ставить гипотезы, где важно иметь больше практики и опыта. Чем больше гипотез, тем выше потребность в их проверке и оценке, которые стимулируют критичность ума.

Поделиться

Написать комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *