Смаилова Асел Асылбековна. Правовое регулирование предвыборной агитации в кыргызской республике

Рубрики: Юридические науки – конституционное право, муниципальное право

Описание:

Свободные выборы, свобода слова и печати, свобода массовой информации относятся к основополагающим ценностям современного демократического общества. В концентрированном виде соответствующие свободы проявляются в избирательном процессе в период предвыборной агитации, которая является одной из важнейших, наиболее конфликтной и политизированной стадией избирательной кампании. Степень свободы предвыборной агитации во многом предопределяет уровень демократизма всего института выборов и практики его реализации.
В современных условиях Кыргызской Республики модернизация системы организации и проведения выборов все еще остается весьма актуальной в рамках той государственной политики и проведенной в стране конституционно-правовой реформы. И, в первую очередь, это относится к ее нормативно-правовому оформлению. Как показывает многолетний опыт проведения избирательных кампаний различного уровня, выборное законодательство имеет массу существенных недостатков, и особенно это касается той его части, которая посвящена регулированию вопросов предвыборной агитации. Предвыборная агитация, являясь одним из инструментов информационного обеспечения выборов, позволяет гражданам осуществлять не только их право избирать и быть избранными в рамках свободных выборов, но и иные их конституционные права. В числе указанных прав, свобод: свобода мысли и слова, свобода убеждений, право свободно искать и получать информацию, свобода массовой информации. Отмеченное влечёт необходимость создания правовых условий осуществления агитационной деятельности на выборах, которые, с одной стороны, обеспечивали бы свободное распространение общественно значимой информации, а с другой – защищали бы избирателей от «чёрных» технологий и иных методов незаконного воздействия на общественное сознание . Развязывание «информационных войн», обширное использование «административного ресурса», активное участие в агитации средств массовой информации и других лиц, которым это запрещено законом, неэффективный механизм юридической ответственности — все эти и многие другие не менее актуальные проблемы до сих пор так и не решены. И это при том, что законодательство о выборах постоянно корректируются, а объем нормативного массива неизменно увеличивается.
Для молодой кыргызской демократии использование различного рода сомнительных, а порой и откровенно «черных» избирательных технологий является особенно опасным. В обществе еще не созрели защитные механизмы от подобной активности. Широкое применение таких технологий ставит под сомнение легитимность выборов, снижает и без того низкий уровень доверия общества к праву и демократическим институтам, сокращает участие граждан в осуществлении народовластия.
Преимущества новых средств массовых коммуникаций и их стремительное развитие предоставили заинтересованным лицам качественно иные возможности по манипулированию общественным сознанием и групповым поведением. Сущность этих процессов еще мало изучена, а практика в данной области значительно опережает юридическую теорию и законодательство. Уже сегодня необходимо реально оценивать роль этих инструментов в избирательной кампании, целесообразность использования в предвыборной агитации, и что самое важное представить себе последствия их активного внедрения в избирательный процесс. Все это делает актуальным исследование вопросов защиты граждан от информационного давления и попыток манипулирования их свободным выбором. Только имея ясное представление об особенностях такого рода технологий, можно эффективно осуществлять меры противодействия им с помощью права .
Из сказанного с очевидностью вытекает необходимость комплексного критического анализа имеющихся научных знаний о предвыборной агитации, исследования соответствующих законодательных предписаний, правоприменительной и судебной практики с целью выработки четких и научно обоснованных рекомендаций по совершенствованию правового регулирования этой деятельности.
Объектом исследования являются общественные отношения, возникающие в сфере предвыборной агитации в процессе подготовки и проведения выборов в органы государственной власти и местного самоуправления Кыргызской Республики.
Предметом исследования стали содержание и сущность предвыборной агитации, а также ее правовое регулирование в Кыргызской Республике.
Цель исследования заключается в том, чтобы, основываясь на современных достижениях правоведения и других общественных наук, анализе зарубежного законодательства о выборах и сложившейся практики, сформулировать теоретические положения и выработать конкретные рекомендации, имеющие значение для совершенствования правового регулирования и практической реализации предвыборной агитации в Кыргызской Республике.

Поделиться

Написать комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *