Садыкова Галия Темиртоновна. Казахская традиционная музыкальная культура в контексте социокультурной модернизации

Рубрики: Философские науки – cоциальная философия

Описание:

Диссертационное исследование посвящено социально-философскому анализу традиционной музыкальной культуры в контексте социокультурной модернизации. Особое внимание уделяется социально-философскому анализу музыкальной традиции как способа выражения духовной связи между поколениями и обеспечения сохранения самобытности общества в условиях модернизации государства и общества.
Актуальность темы исследования. В эпоху глобализации социально-философский анализ современных культурных процессов характеризируется наслоением традиций и новаций, образованием различных полистилевых, полижанровых и многофункциональных направлений и элементов в музыкальной культуре и искусстве. Решение этих проблем особенно важно для стран Центральной Азии, что актуализирует изучение причин и источников, а также результатов современной культурной динамики. Рассматривая музыку как форму познания объективной действительности, еще великий мыслитель Востока аль-Фараби говорил не только о сущностных вопросах музыкальной теории, но и об общественной ценности и значимости ее развития, с точки зрения исторической эволюции [1, 456 с.].
Сегодня одна из характеристик современного состояния культуры государств региона определяется динамикой социокультурной модернизации: появлением новых способов и форм бытия человека в результате революционных изменений возможностей сферы коммуникационных технологий в передаче информации, которые можно обозначить как экспансию виртуального варианта культуры, характеризующуюся по выражению А. Моля «мозаичностью» [2, 416 с.]. В этих условиях актуализируется обращение к культурной традиции как к вневременной ценности, способной в современных условиях содействовать сохранению самобытности аутентичной культуры. Необходимость изучения рассматриваемой в диссертации проблемы обусловлена тем, что, несмотря на имеющиеся исследования, посвященные различным аспектам традиционной культуры, концептуальные подходы, и особенно, к музыкальным традициям остаются неоднозначными.
Во-первых, все еще существует мнение о традиционной музыке как о реликтовых остатках, сырье для современных профессионалов, доводящих ее до «надлежащего» уровня. Наиболее живучи подобные представления на Западе и в России, тогда как на Востоке все увереннее пробивает дорогу идея о традиционной музыке как высокой культуре.
Во-вторых, большинство научных разработок о традиционной музыке имеют не социально-философский, а специальный – музыковедческий характер. Эта тенденция обнаруживается и в казахстанском этномузыковедении, где получила признание теория о казахской традиционной музыке как двусоставном явлении, включающем фольклор и профессиональную музыку устной традиции. На сегодняшний день подобная теоретическая модель имеет региональный характер и распространяется на музыкальную культуру восточных народов. Что касается философских исследований, то они основываются на следующих альтернативных позициях:
а) традиционная культура изучается как самоценное явление;
б) позиция, известная как бикультура, выражающая мировоззрение разлома и признающее в качестве доминантной западную культуру — западноцентризм. Данная тенденция обосновывается как имеющая исторически объективный характер, следовательно, универсальная для современного человечества;
в) все отчетливее обнаруживается тенденция признания жизнеспособности традиционной культуры в современных социокультурных условиях как важного фактора культурной и государственной идентичности.
Общим для всех трех тенденций является типологический подход «Восток — Запад», отражающий существующую в мировом культурно-историческом процессе ситуацию. В данном диссертационном исследовании предлагается альтернативная исследовательская позиция, формула которой может быть представлена в соотнесенности традиции и модернизации. Причем, не как оппозиция в смысле либо традиция, либо модернизация, а как взаимосвязанное, взаимодействующее целое. То есть здесь не имеется в виду оценочный критерий по принципу хуже – лучше, при котором более высоким полагается модернизация и не потому, что-де традиция отжила свой век, а современное человечество взяло курс на модернизацию. Соотношение традиция — модернизация рассматривается как единый процесс, причем процесс, имеющий универсальный характер. Иное дело, что проявления его в разных частях света различны, но протекает он как на Западе, так и на Востоке и имеет свои региональные особенности.
Актуальность исследования обуславливается также тем, что в условиях модернизации всех сфер жизни общества государств Центральной Азии, возрастает роль всеядной и эклектичной массовой культуры, которая работает на потребу толпе, распространяя в коммерческих и развлекательных целях недоброкачественную художественную продукцию. Массовая культура, интегрируется в общество с помощью технологий, а не с помощью идей, поэтому, сегодня особо актуализируется роль культурных традиций, сложившихся в обществе духовных ценностей, менталитета и символических структур в обеспечении самостоятельности и самобытности общества. Благодаря традиции как явлению социальной коммуникации культурный опыт передается от одного поколения другим поколениям. В этом значении, по мнению исследователя философии музыки казахов С. Аязбековой, казахская музыкальная традиция, будучи наиболее функциональным и универсальным фактором развития традиционной культуры и как «духовно-культурная энергетика номадической цивилизации», осуществляла «миромоделирующие функции» в традиционной культуре, а теперь «выполняет миропрезентирующие функции» [3, C. 9-11]. Возможно поэтому музыкальная традиция, как и музыка в целом, вовлечена сегодня более других искусств в контекст социокультурной модернизации.
В этой связи особенно актуальными становятся вопросы социально-философского анализа казахской традиционной музыкальной культуры, рассматриваемая диссертантом как гибкая система, жизнеспособность которой обеспечивается возможностью адаптации к изменчивости социокультурных условий и механизмов трансформации.
Связь темы диссертации с крупными научными программами, основными научно-исследовательскими работами, проводимыми научными учреждениями: тема диссертации входит в план научно-прикладных исследований Института культурной политики и искусствознания Министерства культуры Республики Казахстан в рамках государственной программы «Культурное наследие».
Целью исследования является социально-философское осмысление традиционной музыкальной культуры в контексте социокультурной модернизации, в том числе – казахской, протекающей под влиянием ряда социокультурных факторов межкультурных взаимодействий.

Поделиться

Написать комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *