Мукатаева Айзат Амантай кызы. Проблемы становления культурно-цивилизационных процессов казахского народа

Рубрики: Философские науки – социальная философия

Описание:

Актуальность темы исследования. На сегодняшний день, в эпоху глобализации и нарастания тенденций универсализации, с одной стороны, и тенденций самоидентификации, с другой, важной задачей является выявление общечеловеческого содержания национальных культур и поиска единых мировоззренческих оснований, позволяющих вести диалог между культурами и цивилизациями.
Сопоставление одних культур с другими в рамках философской компаративистики способствует выявлению универсальных свойств культуры и построению фундаментальной типологии мировой культуры. Переход многих стран к инновационным технологиям, суперсовременному производству и подъём уровня техногенной цивилизации и информатизации общества ознаменовал сегодня наступление цивилизации III тысячелетия.
Своеобразие сложившихся культурно-исторических архетипов разных народов нередко служили аргументом в пользу теорий «замкнутости» культур. Однако ещё с глубокой древности между народами существовали культурные стадиально-формационные и межстадиально-межформационные контакты, вследствие чего происходило взаимное познание, взаимообогащение, синтез культур. Именно эти процессы обусловливают эволюцию мирового историко-культурного процесса.
Благодаря своей коммуникативной функции, трансляции богатейшего опыта человечества культура является одним из механизмов передачи социального опыта от поколения к поколению. Рассмотрение одной культуры сквозь призму другой цивилизации, кажущейся далёкой, является новым взглядом на традиционную культуру. Вместе с тем в исследовании рассматриваются пространственно-временные, морально-этические представления, а также художественно-эстетическое восприятие мира тюркскихх народов, что позволяет провести философский компаративистский анализ в построении образа мира в традиционных культурах.
В рамках эволюционистской парадигмы, рассматривая культуру, как универсальный, общечеловеческий феномен, главной составляющей которой является человек и его мировоззрение, антропологическое измерение культур позволяет проводить компаративистский анализ казахской цивилизации в контексте мировых цивилизаций. На основе собранного и проанализированного эмпирического материала, используя метод компаративистского подхода был сделан обширный обзор параллелей между западной, мусульманской и казахской традиционными обществами.
В процессе дальнейшего развития казахстанского общества и духовного его обогащения все очевиднее становится значение формирования высокой нравственной культуры народа. Потребность в развитии и анализе ценностей нравственной культуры, прежде всего, обусловлена неуклонным ростом экономического потенциала нашей страны, улучшением условий материальной жизни населения. Поэтому важно определить, какие ценностные ориентиры необходимы стране, которая стремиться войти в число конкурентоспособных стран мира.
Культурные, социально-экономические, политико-правовые преобразования в Республике Казахстан сопровождаются сложными процессами перемен в сознании граждан, требующих их переосмысления. Самосознание современного казахстанского общества характеризуется потерей ценностных ориентиров, потерей многих позитивных ценностей духовной культуры казахов.

Поделиться

Написать комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *