Кулназаров Арстан Карамырзаевич. Трансформация религиозного сознания кыргызов в условиях глобализации.

Рубрики: Философские науки

Описание:

К середине восьмидесятых годов прошлого века социалистическая общественно-политическая система, практически исчерпав собственный потенциал, встала перед необходимостью радикальной реконструкции, захватывающей все сферы общественного бытия. Политика перестройки привела к значительным ослаблениям в сфере идеологии, а затем и распаду Советского Союза. После обретения Кыргызстаном суве­ренитета в стране были сняты все ограничения на религиозную жизнь. На всем постсоветском пространстве начался форсированный процесс реабилитации религии, религиозных институтов и учреждений. Религиозное мировоззрение призвано было в определенной мере восполнить в условиях краха коммунистической идеологии внезапно возникший идеологический вакуум, который стал стремительно заполняться традиционными этническими идеями и ценностями, в той или иной мере основывающиеся на религиозных началах и идеях. В течение всего лишь двух десятилетий количество официально верующих в Кыргызстане возросло в сотни раз.

Процесс возрождения ислама в Кыргызстане, являющегося основной религией в нашей республике, имеет достаточно сложный и противоречивый характер, содержащий в себе разнонаправленные тенденции, имеющий как позитивные, так и негативные моменты и последствия. Религия является той естественной исторической основой, на которой длительное время выстраивалась нравственная и этическая жизнь народа, поэтому ее возрождение означает неизбежно попытку вернуться к исходным традиционным институтам и ценностям. Кроме того, принадлежность членов этнической общности к одной и той же религии способствует созданию дополнительного идентифицирующего признака, сплачивающего еще сильнее ее членов в единое целое. Таким образом, ислам, будучи одной из мировых монотеистических вер, с одной стороны, влияет на процесс создания основы для дальнейшего развития и консолидации кыргызов в единый народ, в котором все еще достаточно сильны родоплеменные ценности, настроения и тенденции, а с другой – способствует вовлечению кыргызов в мусульманский мир, что особенно важно в современных условиях глобализации. Это наиболее важные положительные моменты, связанные с процессом исламизации в Кыргызстане и формирующие позитивную интегративную тенденцию. Однако существуют и определенные отрицательные последствия, обусловленные данным процессом. Ислам, в силу некоторых специфических его черт, способствует консервации традиционализма в системе социальных отношений и таким образом препятствует инновационным процессам в государстве и обществе. Попытки традиционных обществ защитить свои интересы и систему ценностей от внешних деструктивных воздействий принимают иногда крайние, экстремистские формы. Все это вместе в свою очередь образует противоположную негативную дезинтегративную тенденцию. Обе указанные тенденции тем или иным образом влияют на трансформацию религиозного сознания кыргызов. С другой стороны, само религиозное сознание влияет на то, какая из тенденций является преобладающей в текущий момент, а также на то, каким именно образом воплощаются обе тенденции. Как известно, настоящее время в значительной мере характеризуется процессом глобализации, который в исторической перспективе будет только усиливаться и вследствие этого в будущем определит облик единого мира. При этом одной из наиболее сложных проблем является религиозная проблема, поскольку она затрагивает основы человеческого бытия, а религиозное сознание с трудом поддается трансформации, что создает благоприятную почву для конфликтных отношений. Сегодня Кыргызстан втянут в процесс глобализации настолько, что уже не сможет уклониться от него, со всеми вытекающими отсюда последствиями, в том числе в системе религиозных отношений. И все вышесказанное обусловило актуальность избранной нами темы.

Поделиться

Написать комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *