АРЗЫМАТОВА ЧЫНАРКУЛЬ ЖУМАДИЛОВНА. КЛАССИЧЕСКИЕ И НЕКЛАССИЧЕСКИЕ ФОРМЫ НАУЧНОГО ПОЗНАНИЯ

Рубрики: Философские науки — онтология и теория познания

Описание:

Важнейшим фактором в условиях продолжающегося развития общественных отношений все более актуальной становится разработка методологических проблем науки. Особое значение приобретают при этом вопросы, связанные с развитием научного знания.
Один из характерных признаков эволюции научной мысли в начале ХХI века – заметное возрастание роли методологического анализа в научно-познавательной деятельности, в решении проблем роста и развития специализированного знания. Можно указать на ряд существенных причин, обусловливающих эту особенность методологии науки. Прежде всего, это возрастающее усложнение структуры, организации эмпирического и теоретического знания, способов его обоснования; тесное взаимодействие описания свойств материальных объектов с искусственно вводимыми абстракциями, идеальными моделями, знаковыми объектами; сопряжение результатов предметно-орудийного эксперимента с выводами и следствиями «мысленного эксперимента». Эти и другие особенности современного познания требуют зрелого методологического сознания ученого в процессе самопознания науки. Исследователи испытывают постоянную потребность анализировать свою деятельность, соотносить ее приемы и методы с применяемыми в других науках.
Многие исследователи сегодня осознают, что процессы роста и развития знания не могут быть заключены только в рамках специального познания, поскольку оно входит в структуру науки, взаимодействуя с философско-мировоззренческими, социокультурными, этическими и эстетическими предпосылками и установками. Раскрыть эти компоненты знания и познавательной деятельности тем более сложно, что они чаще всего существуют в неявной, скрытой форме, опосредуясь подтекстами основного специализированного текста. Необходимость выявлять эти скрытые предпосылки и основания делает мышление современного ученого принципиально методологическим, критико-рефлексивным.
В диссертации научное познание рассматривается как процесс. Приближение нашего познания к объективной развивающейся истине есть бесконечный и внутренне противоречивый процесс. Человеческое мышление по своей природе способно давать и дает нам истинное знание, но не сразу, не однократно, а в постоянном движении субъекта к объекту. При этом пределы приближения наших знаний к истине всегда исторически и социально обусловлены, поэтому конкретные знания с необходимостью сочетают в себе относительные и абсолютные истины.
Очевидно, что эти общегносеологические положения должны быть существенно конкретизированы, наполнены историко-научным и методологическим содержанием в том случае, когда речь идет о развитии реально существующего научного знания. Однако, как оказалось, это непросто, поскольку для создания современной общей теории развития науки необходимо предварительное решение целого ряда принципиальных проблем.
Актуальность исследования процесса развития связана также с внутренними задачами философской науки – с задачами гносеологии и методологии научного познания, где весьма остро стоят проблемы природы научных открытий, природы научного творчества и др. Роль научного познания в формировании теории наиболее ярко и наглядно проявляется тогда, когда исследуется взаимосвязь различных теорий, и еще более, когда рассматриваются междисциплинарные связи наук с учетом качественной специфики каждой научной дисциплины.

Поделиться

Написать комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *