Абдылдаев Жоомарт Асилбекович. Философский анализ взаимосвязи политики и менталитета

Дисс… кан. филос. наук 09.00.11 Абдылдаев Ж.А./ Науч.рук.:док-р филос. наук,проф. А.Т.; НАН КР Ин-т. Филос.и и политико-правовых исслед-й; Бишкек — 2011, 164 стр.; таб.; 30 см.- Библиогр.: с. 157-164 ГРНТИ 14

Рубрики: Философские науки – социальная философия

Описание:

Конец XX века был ознаменован событиями, имевшими глобальные последствия: распад СССР и образование 15 новых государств, распад Югославии, Чехословакии, исчезновение с политической карты планеты социалистического блока, переход КНР с его более чем миллиардным населением к рыночной экономике и ряд других, менее значимых событий. Кыргызстан, получивший в результате распада Советского Союза политический суверенитет и возродивший собственную государственность, не остался в стороне перечисленных событий, характер, масштаб и глубина которых повлекли за собой необходимость проведения радикальных реформ, затронувших практически все сферы общественно-политической и экономической жизни. Однако реформы, несмотря на их в целом одинаковую направленность, в разных странах пошли неодинаковым образом и дали разные результаты. В ряде государств – в бывшей Югославии, Грузии, Таджикистане – произошли значительные конфликты, принявшие острую военную форму. Кыргызстану, к сожалению, также не удалось избежать конфликтов. Предполагалось, что демократические реформы в Кыргызстане должны были привести к освобождению от советского тоталитарного наследия, предоставить населению политические и экономические свободы, которые, по логике вещей, должны были способствовать благополучию и процветанию общества. Однако этого не произошло. Более того, Кыргызстан, как многие другие республики бывшего Союза, оказался в состоянии длительного системного кризиса, из которого наша страна еще не выбралась. Возникает правомерный вопрос: почему произошло так, а не иначе?
В Кыргызстане действительно были проведены крупномасштабные правовые, политические и социально-экономические реформы, однако они не только не принесли ожидаемых плодов, а наоборот, привели к прямо противоположным результатам. Одна из важных причин этого, как нам представляется, является определенное несоответствие предлагаемой извне политической культуры, которую нам так или иначе предстоит освоить, той политической культуре, которой мы действительно располагаем, несоответствие, усиливаемое значительными ментальными различиями между кыргызским народом и народами, освоившими либеральную систему ценностей и создавшими успешно функционирующие политические институты и экономическую систему.
Менталитет той или иной общности является органическим продуктом ее истории и культуры, обладающий определенной самостоятельностью. Так, успешность или, наоборот, неуспех политических и экономических реформ, которые проводит или вознамеривается провести та или иная общность в значительной мере определяется его ментальными чертами, спецификой. Соответственно, если реформы в силу каких-либо обстоятельств терпят неудачу или испытывают значительные затруднения, то причины этого следует искать не в последнюю очередь в вышеупомянутых нами ментальных чертах и специфике общности. Менталитет, поскольку одной из сущностных его черт является инертность, в ходе исторического процесса и радикальных трансформаций политической и экономической систем подвергается наименьшим изменениям, в свою очередь, ощутимым образом влияя на ход и характер проводимых реформ.
Менталитет и политика относятся к феноменам, мимо которых философия не может пройти. Выяснение связи между ними, характера и глубины их взаимовлияния входят в компетенцию философской науки.
Все вышесказанное обусловило актуальность избранной нами темы.
Связь темы диссертации с крупными научными программами, основными научно-исследовательскими работами, проводимыми научными учреждениями.

Поделиться

Написать комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *