Сыздыков Алмаз Жаксыбекович. Правовые основы деятельности депутатских фракций в республике казахстан

Этот текст доступен на русском языке For the sake of viewer convenience, the content is shown below in the alternative language. You may click the link to switch the active language.

Рубрики: Юридические науки — теория и история права и государства;
история учений о праве и государстве

Описание:

В диссертационном исследовании рассматриваются теоретические и практические проблемы функционирования депутатских фракций в Республике Казахстан, раскрываются место и роль депутатских фракций в Парламенте, предлагаются конкретные рекомендации по совершенствованию их деятельности, в части внесении изменений и дополнений в национальное законодательство Казахстана, проводиться сравнительно-правовой анализ деятельности политических партий в Казахстане и Кыргызстане.
Актуальность темы диссертационного исследования.
В структуре механизма государства особое место занимает высший представительный орган, осуществляющий законодательные функции и выступающий в качестве самостоятельной ветви государственной власти. Функционирование парламентского механизма непосредственно связано с существующей в государстве партийной системой. В странах с многопартийными системами формирование, внутренняя организация и деятельность Парламента связаны с образованием депутатских объединений, при этом главным критерием их создания является именно партийная принадлежность депутатов.
Инициированная Президентом Республики Казахстан Н.А.Назарбаевым конституционная реформа открыла путь для дальнейшего развития парламентской и партийной системы Казахстана, предоставив совершенно новые возможности для развития демократического процесса, изменив правовой статус политических партий, укрепив полномочия и авторитет Парламента.
Как правильно отмечает Б.Т. Жумагулов в современной науке и политической практике понятие парламентаризма фактически пока не устоялось. Одни исследователи понимают его как безусловный приоритет Парламента в системе государственной власти. Другие считают, что понятие парламентаризма можно ограничить теорией и практикой работы высшего представительного органа страны. Не хотелось бы противопоставлять такие точки зрения. Думается, что самое главное в этом вопросе – выделить наиболее общие черты и уже по ним судить, в каком направлении идет политическое развитие страны.
В свете партийно-парламентских взаимодействий особое место занимают депутатские фракции и вопросы их правовой регламентации. Встает вопрос о целесообразности более тщательной проработки законодательной базы работы депутатских фракций в Парламенте, как это сделано, например, в Швейцарии, имеющей закон «О парламентских фракциях», и в ряде других стран.
Представительство политических партий в парламенте многих государств в виде депутатских фракций играет важную роль в решении вопросов, касающихся функционирования парламента и его взаимодействия с другими органами государственной власти. Тот факт, что большая часть депутатов является членами фракций и депутатских групп, позволяет характеризовать парламент как самый политизированный орган власти. Анализ деятельности Парламента РК показал, что большинство политически острых, актуальных для страны вопросов инициируется Мажилисом Парламента, а именно – представителями политической партии. Встречи с главой государства, Премьер-Министром Республики Казахстан, «круглые столы» с участием представителей органов государственной власти, заключение политических соглашений – все это является показателем той роли, которая отводится депутатским фракциям в современной политической арене Казахстана. Политические партии являются связующим звеном между гражданским обществом и властью. В непосредственном участии политических партий в формировании органов государственной власти и представительстве в этих органах раскрывается двойственная природа партий.
Регламентами Парламента Республики Казахстан и его Палат депутатские объединения наделены целым рядом полномочий, которые можно рассматривать как гарантии парламентской деятельности политических партий. Вместе с тем, более десятилетний опыт деятельности депутатских объединений в Парламенте Казахстана показывает, что эффективность работы данных парламентских структур на сегодняшний день недостаточно исследована, в том числе и с позиций комплексного подхода. Недостаточно урегулирован статус депутатских объединений в законодательстве Республики Казахстан, в частности, имеются пробелы в правовых нормах, регламентирующих основы создания, функционирования и прекращения деятельности фракций и депутатских групп. Существуют проблемы и в их деятельности (пределы действия партийной дисциплины в отношении, депутатов, практика выхода из одного депутатского объединения и вхождения в другую фракцию или группу, и другие вопросы, требующие теоретического осмысления). Недостаточность правового регулирования деятельности депутатских фракций и групп мы можем наблюдать и в других странах СНГ, в том числе в Кыргызской Республике. В этом свете важно исследовать основы партийного представительства в высшем законодательном органе страны с использованием исторического, современного казахстанского и зарубежного опыта, оценить достоинства, а также учесть недостатки этого элемента парламентаризма в Республике Казахстан с предложениями по совершенствованию законодательной регламентации деятельности депутатских объединений. На решение этих задач нацеливают и многие программные документы Республики Казахстан, в том числе Концепция правовой политики Республики Казахстан на 2010-2020гг .

Бөлүшүү

Комментарий калтыруу

Сиздин email көрсөтүлбөйт. Милдеттүү талаа *